М Е Т О Д И Ч Е С К И Е   Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по составлению перечней объектов, подлежащих

первоочередной антитеррористической защите

 

Настоящие методические рекомендации разработаны аппаратом Совета по экономической и общественной безопасности КБР для глав муниципальных образований, антитеррористических комиссий муниципальных образований и их аппаратов с целью выработки единого подхода по определению объектов террористической устремленности и составлению перечней объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.

 

1. Общие положения.

В настоящем документе применяются следующие основные термины и определения:

Особо важный объект – объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации.

Объект жизнеобеспечения – совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и другие).

Объект повышенной опасности – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Охраняемый объект – предприятие, организация, жилище, их часть или комбинация, оборудование действующей системой охраны и безопасности.

Объекты подгрупп АI и АII – это объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества. Из них к объектам подгруппы АII относятся специальные помещения (хранилища, кладовые и т.п.) объектов особо важных и повышенной опасности.

 

2. Объекты террористической устремленности.

Объектами террористической устремленности являются объекты, на которых в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причиняется значительный имущественный ущерб либо наступают иные общественно опасные последствия, в результате которых нарушается общественная безопасность, происходит устрашение населения либо оказывается воздействие на принятие решений органами власти, а также возникает угроза совершения указанных действий (УК РФ, ст. 205).

К таким могут относиться любые объекты, как стратегически важные для Российской Федерации, так и места с массовым пребыванием граждан, вплоть до многоэтажных жилых домов. Перечень таких объектов практически может быть неограничен.

Объекты, включенные в данный перечень, подлежат обязательной паспортизации.

С учетом положений проекта «Основ государственной системы управления в сфере предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации», исходя из функциональности объектов рекомендуется подразделять их на:

- потенциально опасные объекты;

- объекты науки;

- объекты промышленности;

- объекты энергетики;

- объекты жизнеобеспечения;

- социально-значимые объекты;

- места с массовым пребыванием граждан.

 

К потенциально опасным объектам относятся следующие типы объектов:

·      радиационно-опасные объекты;

·      биологически опасные объекты;

·      химически опасные объекты;

·      пожаровзрывоопасные объекты;

·      гидродинамически опасные объекты.

       К радиационно-опасным объектам относятся:

•  радиохимические комбинаты и заводы;

• хранилища высокоактивных отходов;

• научно-исследовательские организации, имеющие ядерные энергетические установки.

      

К биологически опасным объектам относятся:

•  предприятия, производящие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и гетуральная оспа);

• предприятия, производящие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонеллезы, столбняк, брюшной тиф и др.);

• предприятия, использующие возбудителей особо опасных инфекций и опасных инфекционных заболеваний.

      

К химически опасным объектам относятся:

• предприятия химической промышленности;

• предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

• предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;

• предприятия пищевой промышленности;

• предприятия текстильной промышленности;

• предприятия оборонного комплекса;

• объекты коммунального хозяйства;

• трубопроводный транспорт.

       

К гидродинамически опасным объектам относятся:

• плотины водохранилищ;

• дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т.п.).

      

К пожаровзрывоопасным объектам относятся:

• нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы;

• газоперерабатывающие заводы;

• титаномагниевые заводы (комбинаты);

•  угольные шахты (пожары и взрывы в подземных выработках);

•  склады взрывчатых веществ;

• газгольдерные и подземные хранилища газа;

• кислородные станции и установки;

• магистральные трубопроводы (нефтепроводы, газопроводы, и др.);

• компрессорные станции, установки комплексной подготовки газа.

           

К объектам науки относятся:

• научные центры, филиалы, отделения Российской Академии наук;

• государственные и ведомственные научно-исследовательские институты;

• государственные и ведомственные проектные институты;

• крупные государственные учебные учреждения;

• конструкторские бюро;

• испытательные центры и полигоны;

• испытательные базы, лаборатории и т.п.

Объекты науки могут быть: радиационно-опасные, биологически опасные, химически опасные и пожаровзрыво-опасные.

           

К объектам промышленности относятся предприятия:

• черной металлургии;

• цветной металлургии;

• химической и нефтехимической промышленности;

• нефтедобывающей промышленности;

• угольной промышленности;

• машиностроения и металлообработки;

• газовой промышленности;

• лесной и деревообрабатывающей промышленности;

• целлюлозно-бумажной промышленности;

• промышленности строительных материалов;

• стекольной и фарфорофаянсовой промышленности;

• легкой промышленности;

• пищевой промышленности;

          

К объектам энергетики относятся:

• теплоэлектроцентрали;

• гидроэлектростанции;

• электроподстанции (системные и потребительские);

•  электрические сети;

•  магистральные теплопроводы и тепловые сети;

•  газовые сети;

•  водозаборные сооружения.

          

К объектам жизнеобеспечения относятся:

• электростанции (ТЭЦ, ГЭС);

• электроподстанции узловые (системные) и потребительские;

• электрические сети;

• магистральные теплопроводы и тепловые сети;

• газовые сети;

• водозаборные сооружения;

• водопроводные сети;

• элеваторы;

• фармацевтические предприятия и склады медикаментов;

• холодильники;

• хлебопекарни;

• объекты автомобильного транспорта;

• железнодорожные узлы, станции, вокзалы и другие крупные объекты железнодорожного транспорта;

           

К социально-значимым объектам относятся:

• объекты здравоохранения;

• высшие учебные заведения;

• общеобразовательные учебные заведения;

• детские дошкольные учреждения;

• объекты санаторно-курортного комплекса.

 

К объектам массового пребывания граждан относятся:

• культурно-массовые предприятия;

• спортивно-зрелищные объекты;

• предприятия торговли, рынки;

• административные здания;

• места компактного проживания военнослужащих, жилые массивы, отдельные многоэтажные дома.

3. Объекты, подлежащие первоочередной антитеррористической защите.

В соответствии с требованиями руководящего документа МВД РФ (РД 78.36.003-2002) «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного приказом МВД РФ от 06.11.2002г., в зависимости от значимости и концентрации материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они подразделяются на две подгруппы каждая: AI и AII, БI и БII.

В частности к подгруппе АI относятся и «объекты, включенные органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления в перечни объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспечения».

Такой перечень объектов определен постановлением Правительства КБР от 10.08.2006 г. № 206-ПП «Об обеспечении охраны объектов особой важности, жизнеобеспечения, повышенной опасности, а также с массовым пребыванием граждан в Кабардино-Балкарской Республике».

Одной из задач муниципальных антитеррористических комиссий является необходимым выделить из числа определенных объектов возможной террористической устремленности, подлежащих паспортизации - перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.

В случаях осложнения оперативной обстановки, а также при проведении специальных операций по предупреждению и пресечению чрезвычайных обстоятельств, соответствующими планами органов внутренних дел предусматривается усиление охраны объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите. Усиление охраны осуществляется, как правило, специально подготовленными сотрудниками милиции.

На основании данного перечня в органах внутренних дел производится расчет сил и средств по охране и обороне каждого объекта, включенного в данный перечень. Исходя из ограниченной численности личного состава ОВД, а также с учетом выполнения комплекса мероприятий оперативно-розыскного, режимного и силового характера в условиях осложнения оперативной обстановки, возможность взятия под усиленную охрану важных объектов также ограничена.

Количество объектов, на которых усиливается охрана в первую очередь, должно определяться исходя из наличия сил и средств согласно расчетам территориальных органов внутренних дел. Прерогатива в данном случае отдается объектам федерального и регионального уровня, к которым в перечень добавляются другие наиболее важные объекты террористической устремленности.

При этом рекомендуется исходить из комплекса следующих критериев, когда в результате возможного террористического акта на объекте:

- численность пострадавшего населения превышает 10 человек;

- нарушены условия жизнедеятельности более 100 человек;

- материальный ущерб превышает 1 тыс. минимальных оплат труда в месяц;

- зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории отдельного объекта.

Перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите после рассмотрения его на заседании муниципальной антитеррористической комиссии согласовывается с территориальными органами внутренних дел, подразделениями УФСБ и ГУ МЧС РФ по КБР и утверждается главой муниципального образования. Перечень составляется по форме, в которой отражается постоянные данные объектов и носит долгосрочный характер.

Одновременно рекомендуется ведение расширенной форма, которая включает дополнительные данные временного характера, позволяющие анализировать предполагаемую опасность объекта, степень его защищенности и динамику совершенствования его антитеррористической защиты.

Данная форма составляется и ведется аппаратом муниципальной антитеррористической комиссии и используется для принятия управленческих решений на заседаниях муниципальной антитеррористичесмкой комиссии, а также для полугодового представления ее в аппарат Региональной антитеррористической комиссии КБР (к 1 февраля и 1 августа).

Ведение формы расширенной формы объектов осуществляется следующим образом:

1.    №№ п/п – производится сквозная нумерация объектов.

2.    Наименование объекта – указывается полное наименование объекта.

3.    Уровень – указывается – «региональный», если данный объект включен в республиканский (КБР) перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите; «местный» – если объект определен на уровне муниципального образования.

4.    Место дислокации (адрес) – указывается подробный почтовый адрес объекта.

5.    Принадлежность – указывается полное наименование предприятия (акционерного общества), которому принадлежит данный объект, а также почтовый адрес головного предприятия.

6.    Краткая характеристика - должна отражать реальные факторы угрозы возможных последствий в результате совершения на нем теракта.

К таким характеристикам могут быть отнесены:

- на экологически опасных объектах – количество находящегося на нем химического вещества и возможные зоны поражения, а также количество населения попадающего в данную зону;

- на взрывопожароопасных объектах – количество хранящегося (находящегося в обороте) взрывчатого вещества и последствия, к которым могут привести взрывы и пожары на объекте;

- на объектах с массовым пребыванием граждан – максимально возможное количество людей, одновременно могущих находиться на объекте;

- на объектах жизнедеятельности – возможные последствия, угрожающие здоровью и жизни граждан, а также приводящие к нарушению управления  проведения спецоперации;

- и т.п.

7. Контактный телефон дежурной службы – указывается один или несколько контактных телефонов, по которым имеется возможность получить уточняющую информацию об обстановке на объекте в любое время суток.

8. Вид охраны, вооруженность – указывается, кем осуществляется охрана объекта (вневедомственная (милицейская) охрана, ведомственная охрана (ВОХР, ЧОП, СОБ и т.п.), название организации, заключившей договор с администрацией объекта на охранную деятельность; основное вооружение (спецсредства) используемое охранниками.

9. Дата последней проверки – когда и кем осуществлялась проверка состояния антитеррористической защищенности (технической укрепленности) объекта.

10. Основные недостатки, проблемы – указываются вскрытые в результате проверок комиссиями недостатки, сроки их устранения, номер и дата актов обследования, кому они направлялись для принятия решения, основные причины имеющихся недостатков (особенно длительное время – указать с какого времени), какие меры принимались к руководителям таких предприятий, установленные сроки устранения выявленных недостатков.

  

Аппарат Совета по экономической и общественной безопасности

Кабардино-Балкарской Республики